Историческая справка  

Пруссы называли свою землю Ульмеригией, что в переводе значит "Островное царство".
К XIII в. под властью жрецов формируется "конфедерация" прусских земель. Она расширилась до левобережья Немана на востоке и до среднего течения Лавы на юге. Здесь пруссы вошли в прямой военный контакт со славянами Мазовии. Со стороны католической Польши экспансия в прусские земли принимала облик христианизации язычников. Её стимулировали небольшие крестовые походы польских феодалов в 1222 - 1223 гг. Это усилило противостояние на северной границе Мазовии, не прекращавшееся с 1216 г.
Польским феодалам было трудно воевать, т. к. пруссы были неуловимы в бескрайних лесах на границе Мазовии. Помощь христианам северо-восточной окраины неожиданно пришла с юга, с территории Венгрии.
Тевтонский орден возник в ближневосточном городе Аккона весной 1198 г. (по орденской версии - в 1190 г.) в процессе крестового похода в Палестину, предпринятого годом раньше императором Священной Римской империи германско й нации Генрихом VI. Первоначально целью основания ордена была помощь рыцарям, получившим ранения в борьбе в "неверными" за Святую землю. Это отразилось и в раннем названии ордена - "Госпиталь пресвятой Марии Иерусалимского Тевтонского дома". Однако в историю этот "госпиталь" вошёл под именем Тевтонский орден.
Уже с 1199 г. он начинает устраивать свои отделения (баллеи) в различных местах Европы (Штирии и Вене в Австрии,Халле в Тюрингии, Праге в Чехии). С 1229 по 1244 гг. существовал орденский госпиталь и в Иерусалиме. Венгерский король Андрей II в 1211 г. передал тевтонским рыцарям часть своих владений: румынскую землю Бурцу, именовавшуюся немцами Burzenland. Разумеется, говорить о лечении крестоносцев в Подунавье не приходилось. Речь шла об укреплении организации, спаянной железной дисциплиной, на земле, свободной от чьей-либо юрисдикции. В занятую орденом Трансильванию потянулись немецкие колонисты, помогавшие рыцарям не только возводить замки и обустраивать приобретённые владения, но и отражать набеги своих восточных соседей - кочевников куманов (половцев).
Однако усиление на границах Венгрии нового государства вызвало противодействие местных властей, в частности, епископа Семиградья. Несмотря на то, что они 20 апреля 1224 г. передали свои владения под покровительство папского престола, король Андрей выдворил из Трансильвании своих бывших любимцев. Через два года великий магистр ордена Генрих фон Зальца получает совершенно неожиданную "благую весть" с севера: Конрад Мазовецкий призывает крестоносцев на свою землю. Перед рыцарями Тевтонского дома забрезжила новая надежда на обретение места постоянного обитания.
Ещё в 1215 г. настоятель монастыря в Оливе (к западу от города Гданьска) направил в Ульмеригию с религиозной миссией Христиана, монаха ордена цисцерцианцев, ставшего первым епископом Пруссии. Он проповедовал в Помезании и Погезании. В своих действиях Христиан опирался на вооружённую помощь польских рыцарей, что, разумеется, не могло не вызвать противодействия пруссов. В 1217 г. они начинают с оружием в руках бороться против незваного "просветителя", оказавшегося в 1231 г. в прусском плену и находившемуся в нём до 1238 г.
Папской курии, под чьим покровительством действовал Христиан, только это и было нужно: в Янтарном крае ущемлялись права христиан, .зычники должны были понести за это "заслуженное" наказание. Идея провокационной миссии Христиана сработала: по всей Европе прихожане узнали о том, как "злодеи"-пруссы уничтожили в христианской Мазовии 250 церквей и 10000 деревень с 20000 жителями. По этим данным получалось, что северо-западная окраина Польши в раннем средневековье была процветающей и густонаселённой страной. В 1228 г. для защиты от пруссов польскими рыцарями был создан Добжинский орден (его члены, кк и ливонские крестоносцы, носили красный крест на белом плаще), вскоре разгромленный пруссами. Это стало сигналом к широкомасштабной крестоносной агрессии в земли западных балтов.
Терпя большой урон от прусских набегов, князь Конрад Мазовецкий по договорённости с великим магистром Тевтонского ордена Германом фон Зальца в 1230 г. уступает на 20 лет крестоносцам Хельминскую землю. Задолго до этого, ещё в 1226 г. германский император Фридрих II в итальянском местечке Римини даровал великому магистру "золотую буллу", в которой не только передавал ордену навечно Хельминскую землю, но и сделал магистра имперским князем. Римский папа Григорий IX вскоре отпустил крестоносцам все их будущие грехи, тем самым предоставив им неограниченные права на покорение пруссов - остальные народы, проживавшие на этих землях, не были известны в тогдашнем Риме. Крестоносцы позже очень вольно трактовали это право, называя пруссами не только сембов, но и ятвягов-судинов, ламатов и скальвов. Посланный великим магистром ландмейстер (тогдашний глава ордена в земле пруссов) Генрих Балк в 1230 г. основал в Хельминской земле, на левом берегу Вислы (близ современного города Торуня) замок Флгельзанг.
Это событие является началом орденской экспансии на земли западных балтов. Согласно преданию, укрепление для первых пяти тевтонских рыцарей было сооружено стараниями Конрада Мазовецкого на ветвях гигантского дуба. Не следует забывать о том, что такие лесные великаны обожествлялись пруссами - легенда должна была показать правоту тевтонцев, которым "покорялись" даже священные дубы. Орденское облачение - белые плащи с чёрным крестом - также могли оказывать на пруссов определённое влияние: белый цвет был для них священным, а крест издревле почитался как знак бога Перкуно.
Итак, в "древесном замке" "...братья с горсточкой оруженосцев, сопротивляясь бесчисленному множеству язычников, пели песнь грусти и печали" (Пётр из Дусборга. "Хроника земли Прусской"). Образы первых христиан в земле пруссов в средневековых хрониках, как правило, вызывали жалость и сочувствие. Это имело вполне определённый смысл для вербовки в орден новых добровольцев и создания для их "подвигов" ореола мученичества во славу христианской миссии среди "свирепых язычников". На самом деле первые шаги тевтонцев по юго-западным окрестностям земли пруссов не вызывали сопротивления: эти территории представляли собой труднопроходимые лесные чащобы и были крайне слабо заселены.
Первое столкновение пруссов с орденом - битва при Сергуне в 1233 г. - завершилась победой крестоносцев. По мере проникновения христиан в густонаселённые области Ульмеригии сопротивление им возрастало. Орденскими историками оно расценивалось как восстания, ведь по воле императора и папы римского эта земля уже принадлежала крестоносцам. Первое восстание пруссов, начавшееся в 1242 г., очистило от захватчиков весь запад тогдашнего племенного ареала. Пруссы-христиане, представляя свою родину на Лионском соборе 1245 г., пытались обратить внимание папы римского на далёкие от норм христианской морали бесчинства ордена в Янтарном крае. Однако их голос услышан не был. Прибытие новых пилигримов из Европы принудило пруссов заключить в 1249 г. Киршпорский мирный договор, закреплявший за орденом все его прежние завоевания.
1249 - 1260 гг. соответствуют второму восстанию пруссов. В это время борьба развернулась вокруг Самбии, прародины западных балтов. Ещё 31 декабря 1242 г. ландмейстер Тевтонского ордена Генрих фон Верда решил оказывать торговцам из города Любека поддержку в их инициативе градостроительства на земле пруссов. В 1246 г. любекцы принимают решение о закладке города in portu Lipce (лат. "в устье Липцы"). В данном случае Преголя названа термином, в переводе на русский обозначающим "поднимающаяся вода".
Однако сначала Самбию следовало завоевать. Первая схватка за Янтарный берег оказалась для крестоносцев неудачной. Проникнув в 1253 г. по Балтийской косе на юго-западную оконечность Самбии, комтур Хрисбурга Генрих Штанге был завлечён пруссами в волость Гирмов. Там, в окрестностях одноимённой деревни, крестоносцы были разбиты. Погиб не только комтур, но и его брат Герман. Через год крестовый поход на Самбию возглавил чешский король Оттокар II из династии Пшемыслов. Под его знамёна собрались 60000 крестоносцев, которые, проследовав через замок Эльбинг, собрались в замке Бальга, откуда по льду Вислинского залива переправились на Самбию, к прусской деревне Пилав (ныне - город Балтийск). Не исключено, что в этом походе рыцари пользовались поддержкой местных нобилей, в частности членов клана Кандейм.
Продвигаясь по Самбии с запада на восток, захватчики в местах сборов прусского ополчения у городищ Меденове (Кумачёво), Рудава (Мельниково) и Ногимпте (Сиренево) наносили пруссам поражения. Использовалась тактика "разделяй и властвуй". Лишённые профессиональной воинской дружины, пруссы не смогли объединить свои общинные ополчения, тактическая инициатива находилась в руках ордена. Восточную часть Самбии от Кведнавы (Северная Гора) до Тапиовы (город Гвардейск) пришельцы заняли без боя, воспользовавшись методом захвата в заложники сыновей местных нобилей. На исходе 1254 г. войско Оттокара остановилось на зимовку в южной части Самбии, возможно, на городище Варген (Люблино). После этого, уже направляясь на родину, Оттокар пересёк реку Преголю близ её устья и, увидев на правом берегу прусское городище Тувангсте (Твангесте), решил основать здесь замок. Так возник будущий Кёнигсберг.
1260 г. стал началом последней фазы борьбы пруссов за свободу. Новый всплеск сопротивления крестоносцам был вызван победой над ними войск Литвы и земли куршей, одержанной в битве у озера Дурбе (ныне - юго-запад Латвии) 13 июля 1260 г. В этот день пали 150 рыцарей вместе с маршалом ордена Генрихом Бортелем. Кроме того, импульс росту сопротивления пруссов дал поход монгольского военачальника Бурундая, затронувший в 1258 - 1259 гг. восточную часть прусских земель.
Во главе третьего восстания стал нобиль из Натангии Геркус Манто (Мантос), с детства находившийся в Магдебурге в качастве заложника, принявший христианство и познакомившийся с европейской культурой. Его первой победой 22 января 1261 г. стала битва при Покарвисе (к юго-востоку от посёлка Ушаково), где было загнано в болото и уничтожено войско крестоносцев во главе с рыцарем де Рейдером. Празднование пруссами победы сопровождалось жертвоприношениями богам: были сожжены несколько пленных захватчиков, привязанных к своим коням. Позднее был уничтожен замок Христбург и осаждена Бальга. Как правило, рядом с каждым осаждаемым орденским укреплением возникал опорный пункт осаждавших - городище. В 1261 г. был сожжён и Кёнигсберг: пруссы, используя суда, сражались с тевтонцами на реке и в итоге перегородили её осадным мостом с башнями. Только ценой многих потерь крестоносцам удалось уничтожить эти сооружения. Пруссы сняли осаду после того, как Геркус Манто был тяжело ранен дротиком.
Неудачи освободительного движения были связаны со многими причинами. Среди них - переход значительной части нобилитета на сторону противника, использовавшего систему подкупа, а также наличие орденских замков в стратегически важных местах. Участь Ульмеригии была окончательно решена в 1273 г. после гибели Геркуса Манто на центральном святилище земли пруссов Ромове. Предводитель пруссов отправился туда вместе с товарищами в надежде вымолить у богов победу. Поэтому можно сказать, что несмотря на вынужденное принятие христианства, Геркус остался язычником. Почему христиане так и норовят всех окрестить? Товарищи ушли на охоту, чтобы добыть вепря для жертвоприношения, а Геркус остался один. Тут его и схватили появившиеся внезапно крестоносцы.
Важным этапом в борьбе против христианизации стали события в Надравии (современном Черняховском районе Калининградской области). Всвязи с ними следует упомянуть посёлок Тимофеевка (бывш. Tammowishken, прусск. Kameniswike - "Шмелиный Посёлок"). Это был крупный центр сопротивления воинам Христа. Пётр фон Дусбург так описывает захват этого восточного форпоста пруссов, осуществлённый в 1274 г.: "...магистр с большим войском прошёл по земле Надравии с огнём и мечом и, придя к замку Каменисвике, стоящему на реке Арсе, разместив, как полагается, всё необходимое для штурма, он пошёл на замок, и с обеих сторон многие были ранены, а так как в вышеупомянутом замке было 200 храбрых воинов, наконец, после долгого и очень тяжёлого сражения братья стремительно ворвались (в замок) и, убив всех вышеупомянутых мужчин, взяв в плен женщин и детей и захватив огромную добычу, сам замок целиком сожгли".
Ужасные воспоминания о гибели Камесвике (Каммсвикуса) надолго сохранились в народной памяти. С этим городищем связана одна из легенд Ульмеригии.
"Уже до прихода ордена здесь возник замок, владелец которого и дал название горе. Об этом Каммсвикусе сказания повествуют как о жестоком и безжалостном человеке, каторого его подданные вспоминали с ужасом. Дошло до того, что он свою собственную жену заковал в кандалы и заживо замуровал в подземелье замка. Однако это сделало его ещё злее, ещё безжалостнее и преступнее сделалась жизнь в замке, ещё злее повёл он себя с народом. Это наконец вынудило разгневаться богов, которые затопили весь замок (водой)(возможно, замок затопили крестоносцы во время осады). Однако властительница, погребённая там, не нашла себе покоя. Она была осуждена являться в виде чёрной коровы. Её муж в облике чёрной дикой кошки гнал её перед собой. Иные рассказывают, что они сопровождались чёрным всадником, который постоянно размахивал над ними бичом. Так могли их часто видеть в полночь мчащимися по лесной чащобе. Сын Каммсвикуса часто защищал людей от гнева своего родителя, однако это стоило ему жизни. В благодарность (за доброту) ему воздвигли памятник. Из этого памятника был изготовлен железный крест, впоследствии найденный и сейчас (в начале XIX в.) находящийся в кирхе Инстербурга (Черняховска). Поблизости от горы показывают могилу сына Каммсвикуса: камень длиной 25 шагов и шириной 24 шага. Ночами феи купаются в протекающей рядом (с городищем) реке, однако они не дают себя подслушать во время этого занятия. Если к ним приближается человек, они скрываются в горе (в городище), где обитают в светлых роскошных палатах". (Ostpreussische Sagen. - Koln, 1986, - S.147).
Итак, ситуацию не смогли улучшить отдельные походы на Самбию и другие западнобалтийские территории литовских князей в 1277 - 1283 гг. В 1279 - 1283 гг. одна за другой сдаются твердыни восточных соседей - ятвягов. В 1295 г. началось последнее восстание пруссов под руководством Сабине, охватившее Самбию и Натангию и направленное прежде всего против местных нобилей, предавших землю отцов. Лишь после измены Наудиоте, одного из вождей восставших, сопротивление было подавлено.
Так пала прусская земля. Тем не менее продвижение ордена на восток замедлилось, что дало возможность литовцам создать государство.


Карта Калининградской области
На главную

Сайт создан в системе uCoz